Круглый стол «Образование, дружественное к семье» прошел в Санкт-Петербурге

imag0608 (2)18 апреля 2013 года в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Образование, дружественное к семье – основные задачи», открывший работу Научно-практической конференции «Образование, дружественное к семье».  Мероприятие было проведено на площадке Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена.

Конференция, проходящая в рамках подготовки к VIII Всемирному Конгрессу Семей, проведение которого планируется в 2014 г. в Москве, получила статус регионального мероприятия Всемирного Конгресса Семей.

В качестве соорганизаторов мероприятия, наряду со Всемирным Конгрессом Семей и Аналитическим центром «Семейная политика.РФ», предложившим идею конференции, выступили Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге,  Кафедра педагогики и психологии семьи РГПУ им. А. И. Герцена,  Кафедра педагогики Московского Педагогического Государственного Университета,  Кафедра тьюторского сопровождения образовательной деятельности ГАОУ ВПО г.Москвы МИОО, Санкт-Петербургский Городской родительский комитет, Центр родительской культуры «Светлица» и другие образовательные учреждения и общественные организации.

В текстах  докладов и выступлений, прозвучавших в ходе круглого стола, так или иначе затрагивалась тема приоритетной роли семьи и родителей в воспитании и обучении детей, признание которой зафиксировано в ст. 44, ч.1 нового закона «Об образовании в РФ».  Кроме того, на Круглом столе горячо обсуждались такие вопросы, как значение системы образования и различных образовательных институтов для укрепления семьи и семейных ценностей, а также принципы построения продуктивной системы взаимодействия семьи и системы образования.

После приветственного слова ведущего Круглого стола, руководителя Аналитического центра «Семейная политика РФ» Павла Александровича Парфентьева, участников приветствовала Светлана Юрьевна Агапитова, Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге. Доклад Уполномоченного был посвящен принципам построения конструктивного взаимодействия между школой и семьей и конкретным технологиям построения такого взаимодействия: в частности, разрешению споров и конфликтов между  учителями, учениками и их родителями. Содействовать разрешению таких конфликтов, по мнению Уполномоченного, могли бы и школьные «службы примирения».

Продолжая дискуссию, Михаил Юрьевич Богданов, Сопредседатель Санкт-Петербургского Городского родительского комитета, высказал мнение, что существующие сегодня традиционные пути разрешения конфликтов между семьей и школой достаточно эффективны, спорные ситуации разрешаются быстро и оперативно, и нет особой необходимости в создании отдельных «служб примирения».  Михаил Юрьевич указал также на широкий круг вопросов, которыми сегодня приходится заниматься родительскими комитетами в школах.

Многие докладчики посвятили свои выступления семейному образованию – форме образования, при которой семья организует обучение ребенка, выступая в качестве ведущего субъекта образовательной деятельности. 

Так, Владимир  Александрович Львовский, член Правления Международной Ассоциации «Развивающее обучение», высказал мнение, что современные родители зачастую утрачивают доверие к образовательным возможностям школ и готовы учить детей самостоятельно,  имея для этого достаточный уровень образования. Если таким родителям чего-то и не хватает – то только конкретных методик и технологий, позволяющих учить детей дома не с меньшей, а с большей степенью эффективности.  Эти методики и технологии, по словам В. А. Львовского,  готовы разработать и предоставить в распоряжение семей, обучающих детей как в школе, так и дома, специалисты Международной ассоциации «Развивающее обучение».  

Следующие докладчики – руководитель клуба «Домашнее образование в Санкт-Петербурге» Наталья Александровна Геда и ректор Международного Института Психологии и Управления, профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор психологических наук Наталья Петровна Коваленко поделились собственным опытом домашнего образования. Они подчеркнули, что эта форма образования весьма перспективна, поскольку учитывает индивидуальные особенности детей, многим из которых очная форма обучения в массовой школе не подходит. Проф. Н. П. Коваленко отметила, что специалисты должны и могут позаботиться о том, чтобы у семьи появились необходимые для домашнего обучения ресурсы.

Татьяна Михайловна Ковалева, доктор педагогических наук, профессор Московского Педагогического Государственного Университета и президент Межрегиональной тьюторской Ассоциации, подчеркнула,  что взаимодействие школы и семьи может идти в трех направлениях: собственно, внутри школы – если ребенок получает очное школьное образование, вне школы – если родители выбирают для него  семейную  форму обучения,  а также в форме самообразования (в старших классах). Все родители должны знать, что у их детей есть эти три возможности получения образования и, соответственно, по-разному выстраивать свой диалог со школой.  И в каждом из этих трех случаев нужно решать комплекс смежных вопросов: правовых, организационно-финансовых и  психолого-методических. Родители должны понимать, какие они имеют права и какие обязанности  на каждом из перечисленных путей; их работа в случае выбора семейной формы образования должна материально компенсироваться (как это уже происходит в Москве); наконец, они должны представлять весь спектр методов и ресурсов, позволяющих им стать полноценными практиками семейного образования. «Межрегиональная Тьютерская Ассоциация», президентом которой является проф. Ковалева, готовит серию образовательных  онлайн-мероприятий  для родителей, чьи дети обучаются на семейной форме.  С их помощью родители смогут получить необходимые для их  педагогической работы знания.

Ирина Валерьевна Филькова, руководитель отделения «Экстернат» ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт-Петербурга, поделилась конкретным опытом образовательного учреждения, работающего в тесном контакте с родителями, выбравшими именно форму семейного образования для своих детей. Ирина Валерьевна отметила, что количество семей, выбирающих эту форму, растет с каждым годом: если в 2010 году их было всего 36, то в 2013 их число возросло более чем в 15 раз и составило  548 учеников, что показывает  востребованность такой формы получения  образования. Между тем,  школа, проводя собеседования с кандидатами на семейную форму обучения, неоднократно сталкивалась с родителями, чьих детей попросту «выдавливали» из общеобразовательных школ из-за их индивидуальных особенностей, фактически принуждая их учиться дома. Подобные ситуации вызывают опасение, поскольку такая практика может серьезно повредить семейному образованию как самостоятельной перспективной форме обучения.

Ведущий круглого стола Павел Александрович Парфентьев, генеральный директор АЦ «Семейная политика.РФ»,  в своем выступлении  подвел итог под многими темами, поднятыми предыдущими докладчиками.   Им был представлен проект «Школа, дружественная к семье», разработанный специалистами Центра под эгидой Всемирного Конгресса Семей.  Главной задачей проекта П.А. Парфентьев назвал возвращение семье центральной роли в образовании – фактор, от которого, по данным многочисленных научных исследований, по преимуществу зависит успешность обучения ребенка.  Ведущая роль семьи в образовании детей соответствует нормам международного права,  признана в ст. 44, п.1. нового закона «Об образовании в РФ» и подтверждается общественными документами, такими как Мадридская декларация VI Всемирного Конгресса Семей.  Однако, эксперт подчеркнул, что для формирования дружественной семье образовательной среды недостаточно нормативных актов, нужны совместные усилия множества экспертов и практиков. И что именно создание стимулирующей среды для таких усилий – задача проекта «Школа, дружественная к семье».

В ходе круглого стола выступили также Наталия Алексеевна Москвичева-Гительсон (специалист в области образования взрослых), Ольга Викторовна Лукоянова (Директор РБОО «Центр Родительской Культуры «Светлица»», помощник руководителя Сектора по вопросам семьи Санкт Петербургской епархии), Андрей Андреевич Ахаян (доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена), Ольга Александровна Кухтенкова (кандидат культурологии, председатель Московского отделения МОО «За права семьи») и другие специалисты и представители общественных объединений.

В завершение Круглого Стола Ирина Алексеевна Хоменко, заведующая Кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, подчеркнула дискуссионный характер некоторых затронутых вопросов, отметив, что рассматривая вопрос о роли семьи и государства в сфере образования, стоит помнить о том, что оно всегда обращено к человеку, его личности.

Второй этап Научно-практической Конференции «Образование, дружественное к семье» пройдет в  июне-ноябре 2013 года в форме интернет-конференции. К участию приглашаются специалисты в области образования и смежных областях, представители некоммерческих организаций просемейной направленности, родительских сообществ. В ходе этапа доклады, видеосообщения и материалы, представленные участниками конференции, будут размещаться на сайте Конференции, который откроется в ближайшее время. 

Заключительная очная пленарная сессия Конференции  пройдет в Санкт-Петербурге осенью 2013 года (дата и место проведения будут уточнены дополнительно). В сессии будут представлены лучшие сообщения участников, отобранные оргкомитетом Конференции, а также доклады зарубежных экспертов.

Избранные материалы Конференции впоследствии будут опубликованы в виде электронного сборника. Авторы наиболее интересных докладов будут приглашены впоследствии в качестве для участия в пленарных сессиях и тематических секциях VIII Всемирного Конгресса Семей.