Светлова Е. М.: Обеспечение эффективного взаимодействия с семьей как важнейшая профессиональная функция современного педагога

В статье рассматриваются вопросы обеспечения эффективного взаимодействия  работников системы образования с семьей и родителями детей. 

Обеспечение эффективного взаимодействия с семьей как важнейшая профессиональная функция современного педагога

                                                Е.М. Светлова, директор ГБОУ «Центр педагогического мастерства», г. Москва

 В статье рассматриваются вопросы обеспечения эффективного взаимодействия  педагогов, работников системы образования с семьей, с родителями и /или законными представителями детей как важнейшей профессиональной функции современного  педагога в условиях постиндустриального, информационного общества

Важнейшими особенностями современного мира является неопределенность, ускорение происходящих изменений, а это означает, что современному человеку необходимо быть готовым  давать достойные ответы на вызовы этого мира, на вызовы времени. Современный человек в своей повседневной истории (личной, образовательной, профессиональной) сталкивается с такими вызовами, как неопределенность, отсутствие единственно верного решения, и возникающая в связи с этим необходимость в поиске, анализе и выборе  одного из нескольких возможных решений тех или иных ситуаций.  Современному человеку, как никогда ранее, необходимы качества, свойства, компетенции, присущие самостоятельной и ответственной личности. По мнению Ж. Диррида, Э. Лаклау, Ж. Лиотара, П. Козловски и др. одним из главных преимуществ общества постмодерна является освобождению личности. Люди все в большей степени начинают осознавать себя исключительными творцами своего собственного мира. Э. Лаклау полагает, что если человек осознает, что тот мир, в котором он живет, является лишь совокупностью образующих его случайных дискурсов и словарей, то вряд ли он будет пассивно и со  смирением относится к своей личной судьбе. Это делает личность более внимательной и чуткой к опасностям, к вызовам времени. Осознание людьми историчности различного рода ценностей сделает их ответственными гражданами своего общества, принимающими свою личностную, активную социальную деятельность в качестве необходимой и естественной.

Важнейшими социальными институтами, обеспечивающими готовность и возможность подрастающего поколения адекватно отвечать на вызовы времени традиционно являются семья и школа (образование).

Основными вызовами современному образованию на наш взгляд являются:

  • кризис традиционной модели детства;
  • устранение монополии формального (институализированного) образования на образование и социализацию;
  • разрушение всеобщих культурных образцов, утрата общих ценностей и принципов;
  • утверждение нового инновационного технологического уклада.

Новые тенденции развития общества и вызовы системе образования требуют адекватных изменений во взаимоотношениях между семьей и школой, образовательным учреждением. Эти изменения, на наш взгляд,  связанны, прежде всего, с реализацией принципов индивидуализации и открытости, с налаживанием тесного, взаимовыгодного и взаимоинтересного сотрудничества всех субъектов образования и «образующих» институтов: детей, педагогов, родителей; семьи, школы, всего социума.

Важнейшим  условием таких изменений является успешное выполнение современным педагогом трудовой функции, профессиональной деятельности по обеспечению взаимодействия семьи и школы в интересах ребенка.

Как отмечают исследователи,  в современном мире  существенно  повышается значение и ответственность семьи за  реализацию  образовательной функции по отношению к собственному ребёнку.  Ряд исследователей под образовательной функцией семьи  понимают создание, обеспечение семьей  условий для образования собственного ребёнка, для его саморазвития и самоактуализацию через учебную, образовательную деятельность, взаимодействие семьи  кои других образовательных (государственных и общественных) институтов при решении ими задач образования, контроле за  результатами образования. В условиях индивидуализации образования сложно найти более подходящего, чем семья, субъекта образовательной деятельности, обеспечивающего формирование, реализацию и, при необходимости,  коррекции каждым ребенком индивидуальной образовательной программы, индивидуального образовательного  маршрута.

При рассмотрении нами вопросов, связанных с налаживанием взаимодействия, партнерских отношений с семьей, необходимо учитывать  состояние кризиса  семьи, как социо-культурного феномена, который отмечают некоторые исследователи. Кризис  семьи выражается, прежде всего,  в  финансовых проблемах семей с детьми, росте числа детей-сирот при резком  уменьшении количества детского населения в стране, снижении численности детей в семье и росте количества супружеских пар, не имеющих детей. Кризис традиционной модели семьи присущ не только для России, но и для стран Европы и северной Америки. Подвержены трансформации базовые функции семьи, связанные с образованием,  воспитанием, развитием и социализацией ребенка.

В рамках данной статьи  будем рассматривать семью как  важнейшую (наряду со школой и системой образования в целом) образовательно-воспитательную и развивающую ребенка (до 18 лет и старше) среду, имеющую свою систему ценностей, потребностно-мотивационную основу, состав (структуру), определенные отношения, материальное (предметное) обеспечение и т.д.

Итак, каждая семья в той или иной степени решает образовательно-воспитательные  развивающие задачи, т.е. задачи связанные с образованием. Воспитанием и развитием ребенка. Под образовательной задачей семьи мы понимаем создание условий для раскрытия и развития возможностей ребенка, формирования его мотивации к самопознанию, саморазвитию и самообразованию, способностей, направленных на становление его личности и индивидуальности.

Образовательная  функция семьи  стала предметом интенсивных научных исследований ещё в середине  XIX в.

Исследования и педагогические  труды К.Д. Ушинского, К.Н. Вентцеля и др. заложили научные основы педагогики семьи.  Например, М. И. Демков наиболее значимым в семейном воспитании считал процесс организации такой жизнедеятельности, которая бы в обязательном порядке учитывала особенности детей, включала их мотивы и интересы и была направлена на самовоспитание, самообразование и саморазвитие ребенка.

Л.Н. Толстой основным в семейной педагогике считал принцип самопроизвольного развития творческих сил и способностей детей в семье, закономерным результатом чего является их самореализация. К.Д. Ушинский также признавал необходимость и возможность развития природных сил и дарований ребенка в семье, подчеркивал изменчивость его личных черт и качеств под воздействием семьи.

Опираясь на отечественные и зарубежные традиции гуманистической педагогики и психологии мы рассматриваем семью   как важнейший источник формирования и реализации способностей детей, поскольку она способствует (или препятствует) развитию духовного мира, социальной активности и самореализации личности.

Возрастает актуальность исследования способности, возможности  и готовности российских  семей выполнять функции образования,  воспитания и социализации личности ребенка. Это связано, с одной стороны, с ростом понимания приоритетности роли, которую играет в этой деятельности семья, а с другой — с тем кризисным положением, в котором она оказалась.

Исходя из этого, важным понятием в данной статье является образовательный потенциал современной семьи. Наиболее часто в современных публикациях, в Интернет-сайтах встречается понятие образовательного, интеллектуально-образовательного, культурно-образовательного  потенциала образовательного учреждения. Под образовательным потенциалом в данных материалах, как правило, понимается «комплекс характеристик, описывающих способность решать не только текущие, но и будущие задачи», «реализация своего предназначения, расширенный и (или) углубленный уровень решения поставленных задач, создание широкого спектра возможностей для субъектов» пространства.

При организации взаимодействия с семьей необходима диагностика образовательного потенциала семьи. Эффективность выполнения семьей образовательной функции зависит от её образовательного потенциала (ОПС) – интегральной характеристики её готовности и способности осуществлять в современных условиях собственную деятельность по воспитанию, развитию, обучению и социализации личности ребёнка, а также координацию, контроль и руководство аналогичными процессами, реализуемыми другими культурно-образовательными учреждениями

Образовательный потенциал семьи определяется:

  • культурно-образовательным уровнем  родителей;
  • ценностными  ориентациями, устоями и традициями;
  • готовностью и способностью членов семьи к самообразованию, к интересной и полезной образовательной деятельности.

Следовательно, образовательный потенциал семьи — это совокупность условий, направленных на полноценное осуществление ее образовательно-воспитательной и развивающей задач. Компонентами образовательного потенциала семьи являются: ценностный, субъектный, эмоционально-психологический, материальный, организационный (пространственно-временной).

Ценностный представляет собой перечень приоритетов семьи в жизни, деятельности, отношениях; в него включены смысловые акценты человеческих отношений, труда, познания, социальной активности, жизни в целом.

Субъектный — совокупность членов семьи, которые включаются в процесс образования,  воспитания, обучения, развития и социализации ребенка, а также их культурно-образовательный уровень и психолого-педагогическую компетентность.

Эмоционально-психологический связан со стилем отношений, характером лидерства в семье, ожиданий от ребенка и формой их выражения.

Материальный (предметный) — определяется наличием в жизненном пространстве семьи средств для становления и развития способностей, интересов.

Современная семья, родители, как и их предшественники в XX веке связывают с образованием социальный успех, профессиональную карьеру, материальное благополучие. Хотя, современные россияне отмечают, что образование не является в нашей стране эффективным социальным лифтом, не выполняет в полной мере данной функции.

Качество образования, эффективность образовательной деятельности детей могут быть существенно повышены, если  педагог сумеет наладить с семьей каждого ребенка партнерские взаимоотношения. Как свидетельствую опросы родителей, в большинстве случаях между семьей и образовательным учреждением  не удается поддерживать  партнёрские отношения по следующим причинам:

  •   недоверие в отношениях между семьёй и ОУ;
  •   слабая проработанность механизмов партнёрства с семьёй;
  •   недостаточная компетентность педагогического коллектива в осуществлении партнёрского взаимодействия с семьёй.

Основными показателями готовности семьи к конструктивному взаимодействию с образовательным учреждением, в свою очередь, являются следующие:

  •   положительное отношение к образовательным учреждением;
  •   заинтересованность в качестве процесса и результатов образования ребёнка;
  •   способность адекватно оценивать потенциал своей семьи в отношении образования ребёнка;
  •   видение своей роли и своих функций во взаимодействии с образовательным учреждением.

Готовность как образовательного учреждения и каждого педагога в отдельности, так и  семьи к взаимовыгодному, конструктивному, взаимодействию – очень важное условие партнёрства, но не единственное.

 К сожалению, значительная часть образовательных учреждений и отдельных педагогов создают препятствия  к налаживанию партнерских отношений своей незаинтересованностью в «проникновении» родителей в образовательный процесс учреждения.

Социально-педагогическое партнёрство семьи и образовательных учреждений, педагогического сообщества – это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Но для его становления нужна серьёзная предварительная работа по развитию профессиональных компетенций педагогов  к активному и эффективному сотрудничеству с семьей, с родителями, работа над повышением уровня собственной компетентности в вопросах взаимодействия с семьёй на позициях партнёрства.

Организационный компонент семьи  характеризуется ориентацией  членов семьи на  организацию образовательной и самообразовательной деятельности ребенка, совместной деятельности всех членов семьи и представителей окружающего социума (посещение образовательных событий, мероприятий, социокультурных центров, обеспечение ребенку  возможности пользоваться услугами  дополнительного образования; совместный просмотр фильмов, чтение книг, посещение музеев, концертов, библиотек и т.д.).

Организационный или пространственно-временной компонент образовательного потенциала семьи представляет собой совокупность возможностей семьи по организации совместной образовательной и развивающе-познавательной деятельности и общения как непосредственно в пространстве семьи, так и за ее пределами, наличие для этого необходимого времени и места.

Таким образом, современным педагогом, успешно занимающимся профессиональной педагогической деятельностью мы можем назвать лишь того педагога, который способен реализовывать функцию, связанную с обеспечением эффективного партнерского взаимодействия с семьей с целью образования, воспитания и развития ребенка.

  Такой педагог сумеет наладить сотрудничество, партнерские отношения  со всеми субъектами образовательной деятельности и иными заинтересованными сторонами (прежде всего с самим ребенком и членами его семьи) для создания условий, способствующих реализации его запросов, целей задач, а в предельной рамке – его индивидуальной образовательной программы. 

К основным  трудовым  действиям такого педагога можно отнести:          

  • выявление субъектов, способных оказать помощь в реализации образовательных целей и задач ребенка, его  ИОП (другие образовательные учреждения, сетевые программы и сообщества, организации культуры, спорта, науки и производства, специалисты, родители, педагоги, тренеры, представители власти и общественных организаций и т.д.);
  • анализ  интересов, возможных ресурсов и действий субъектов образования (прежде всего ребенка и членов его семьи) с точки зрения их влияния на реализацию образовательных целей и задач,  ИОП;
  •  обеспечение продуктивной  коммуникации с субъектами образования (прежде всего с ребенком и членами его семьи) для оформления предложений, способствующих реализации образовательных целей и задач,  ИОП;
  • оценка  и проектирование  вариантов использования ребенком  образовательных ресурсов  на основе диагностики  образовательного потенциала семьи;
  • проектирование и согласовывание совместных действий с различными субъектами образования (прежде всего с ребенком, членами его семьи и другими педагогами).

Педагог, которые будет готов налаживать и поддерживать партнерские отношения  с семьей должен обладать компетенциями, уметь применять на практике необходимые знания о     видах, формах и способах коммуникации с членами семьи, со всеми субъектами образовательной деятельности, в том числе компетенции и знания по межорганизационной и сетевой коммуникации, конфликтологии.

Такой педагог будет отличаться умением вести переговоры с субъектами образования  различных категорий (прежде всего с самим ребенком и членами его семьи), выявлять интересы различных субъектов (прежде всего с самим ребенком и членами его семьи), определять условия доступа к ресурсам каждого субъекта, продуктивно разрешать конфликты,  вовлекать субъектов образовательного процесса и внешней среды в проектирование и реализацию образовательно-развивающей деятельности,  ИОП, оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами образования.

 ЛИТЕРАТУРА

  • Жукова О.И. Современное общество и место человека в нем. М., 2009. 246с.
  • Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (Стратегия 2020)./ Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р  (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р)
  • http://strategy2020.rian.ru/g8/
  • www.thetutor.ru
  • http://www.familyeducation.ru/
  • http://www.hom-edu.ru/